Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Речь — это общение, контакт между людьми,обмен мыслями и чувствами, информацией.
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и другие. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
В плане развития речи игра выполняет множество функций:
- формирование мотивации к процессу говорения;
- воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
- развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
- пополнение и активизация словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
- совершенствование монологической и диалогической форм речи;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
- воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Обучающие речевые дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели: игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков и т.д.
Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Например, игры с картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи.
Картинки: ложка, пила, лопата, белка, молоток
1.«Назови правильно».
Ребенок произносит названия картинок, стараясь правильно произнести звуки Л ...
2.«Что здесь лишнее».
Необходимо сказать, какая картинка является лишней по смыслу и полным предложением объяснить почему.
3.«Что пропало?».
Внимательно рассмотрев картинки, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.
4.«Закончи предложение».
Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах, в ед. и мн. числе
5.«Фокус».
Сложив картинки в стопку, ведущий говорит, что может угадать картинки по запаху. Принюхиваясь к картинке, ведущий описывает её. Ребенок отгадывает картинку, четко называя её.
Таким образом, набор картинок и игра одна, а задач много.
Для ребенка речь играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки. Правильное речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонетических , лексических, грамматических) и неречевых средств( мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).Особое значение в речевом развитии имеет диалог со сверстником.
Развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Речь взрослого (родителей, педагогов) является образцом, эталоном правильной речи для ребенка. Во время игры взрослые должны стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Особенно важно не перебивать и не торопить ребенка с речевыми трудностями, дать ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у него не возник страх ошибиться, говоря что-либо.