Дополнительно
Закрыть
-->

Разделы сайта

Главная

Обращение граждан

КТО может обратиться:

•    граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в государственные органы, иные организации (к должностным лицам);

•    законные представители недееспособных граждан от их имени;

•    иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, в пределах их прав и свобод, установленных законодательством Республики Беларусь.

Обращение граждан может быть, как личным, так через своего представителя. 

ЧТО должно содержать письменное обращение:

•    наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;

•    фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);
•    изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);

•    личную подпись гражданина.

К письменным обращениям могут прилагаться:

•    документы, подтверждающие полномочия лица, которое обращается от имени другого гражданина в случаях представления интересов последнего либо в случае представления интересов недееспособных граждан. Это могут быть копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов;

•    копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами государственных органов, иных организаций, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.

Граждане при рассмотрении обращений имеют право:

•    знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением обращений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны;

•    отказаться от направленных ими письменных обращений до принятия по ним решений государственными органами, иными организациями (должностными лицами), направив соответствующее письменное заявление в государственные органы, иные организации (должностным лицам);

•    обжаловать решения, принятые по их обращениям, в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд.


Должностные лица при рассмотрении обращений обязаны:

•    соблюдать требования, установленные Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан;

•    принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;

•    принимать законные и обоснованные решения;

•    письменно информировать граждан о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие;

•    разъяснять порядок обжалования решений, принятых по обращениям;

•    обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по обращениям;

•    принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов граждан;

•    решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан.

Действие Закона не распространяется на обращения:

• рассматриваемые в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, а также производства по делам об административных правонарушениях;
• для которых законодательными актами Республики Беларусь установлен иной порядок направления и рассмотрения в государственных органах, иных организациях (должностными лицами).

Сроки направления обращений, пропуск сроков:

Направление гражданами предложений и заявлений сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

В случае пропуска срока направления жалобы должностные лица государственных органов, иных организаций вправе отказать в ее рассмотрении, письменный ответ об этом должен быть мотивированным и направлен гражданину в пятидневный срок. Если же срок пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя государственного органа, иной организации или уполномоченного им должностного лица, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном настоящим Законом.
 Письменные обращения, не соответствующие вышеуказанным требованиям, могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Порядок рассмотрения письменных обращений

Письменные обращения, направленные с соблюдением всех вышеописанных требований подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.
Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

•    обращения не соответствуют указанным в Законе и Указе требованиям;

•    в обращениях содержатся нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;

•    текст обращения не поддается прочтению;

•    обращения подлежат рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в ином порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Если же письменные обращения поступили в государственные органы, иные организации (должностным лицам), к компетенции которых не относится решение подобных вопросов, то:
•    либо в пятидневный срок они направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан;

•    либо по данным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться.

Запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации (должностным лицам), действия (бездействие) которых обжалуются. Исключением являются случаи, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц).

Разрешенными письменными обращениями считаются те, обращения, в которых:

•    поставленные в них вопросы рассмотрены;

•    приняты необходимые меры;

•    гражданам письменно даны ответы в установленные сроки.

Если гражданин отказался от своего письменного обращения, то должностным лицом государственного органа, иной организации, рассматривающим такое обращение, принимает решение о прекращении по нему производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся сведения о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов граждан.

Рассмотрение обращений по существу:

Обращения граждан, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:

•    в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных или входящих в состав (систему) республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях (далее - местные органы);

•    в других государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций;

Государственный орган, иная организация (далее организация) при поступлении к ним обращения, содержащего вопросы, решение которых не относится к их компетенции, или обращения, которое не рассматривалось ранее, в пятидневный срок со дня регистрации обращения направляют его для рассмотрения в соответствии с компетенцией в организации с уведомлением об этом автора обращения.

Обращение считается рассмотренным по существу, если в результате его рассмотрения в соответствии с законодательством:

•    решены все изложенные в обращении вопросы;

•    приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав и законных интересов автора обращения;

•    в случае рассмотрения письменного обращения его автору дан письменный ответ.

Сроки рассмотрения обращений:

Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан, если проведения специальной проверки, запроса необходимой информации.

Если же необходимо направить запрос в иностранные государства и (или) международные организации, то срок рассмотрения обращений может быть продлен до шести месяцев с одновременным уведомлением об этом граждан.

При этом сроки рассмотрения обращений исчисляются со дня регистрации обращений в государственных органах, иных организациях.

Личный прием граждан:

Личный прием граждан администрация школы обязаны проводит не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы. В школе в общедоступных местах размещается информация о времени и месте личного приема.

При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.
В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит рассмотрению как письменное обращение.

Администрация школы  не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к компетенции учреждения образования.

Если решение вопросов, с которыми граждане обратились на личном приеме, не относится к компетенции учреждения образования, соответствующие должностные лица не рассматривают обращения по существу, но (!) разъясняют гражданам, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им следует обратиться для решения поднимаемых вопросов.

Повторные обращения:

Повторные обращения могут быть письменными и устными.

Если в повторных обращениях не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, то они рассмотрению не подлежат, если по ним уже имеются результаты исчерпывающих проверок и гражданам даны ответы. При этом гражданам письменно сообщается, что повторные обращения необоснованны, и переписка с ними по данному вопросу прекращается.

Решение о прекращении производства по повторным обращениям принимают руководители государственных органов, иных организаций или уполномоченные ими должностные лица.

Обжалование решения по обращению:

Решение учреждения образования по обращению может быть обжаловано в этот государственный орган, иную организацию (далее - вышестоящий орган). Информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих органов должна размещаться в школе в общедоступных местах (на информационных стендах «Одно окно»).
Решение вышестоящего органа по обращению может быть обжаловано в суд.

Вышестоящий орган при поступлении к нему обращения, автор которого не удовлетворен результатами его рассмотрения подчиненной или входящей в состав (систему) этого вышестоящего органа организацией, проверяет содержащиеся в обращении сведения и при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов, о чем сообщает автору обращения. Организация, получившая данное предписание, должна исполнить его в указанный в предписании срок, но не более одного месяца, и в течение трех дней с момента его исполнения сообщить об этом вышестоящему органу, а также уведомить автора обращения.

Ответственность должностных лиц государственных органов, иных организаций за нарушение законодательства об обращениях граждан:

В соответствии со статьей 9.13 КоАП: «нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин».

Вышестоящий орган по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения подчиненными или входящими в его состав (систему) организациями обращений направляет их руководителю представление о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности, а при выявлении в течение года повторного нарушения этими должностными лицами порядка рассмотрения обращений - представление о применении к данным лицам более строгой меры дисциплинарного взыскания вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Важно знать:

•    право на обращение реализуется гражданами добровольно, и  оно не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц;

•    не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации (к должностным лицам);

•    должностные лица и иные работники государственных органов, иных организаций не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений; •    государственные органы, иные организации (должностные лица) рассматривают обращения без взимания платы;

•    могут быть взысканы с граждан в судебном порядке расходы, понесенные государственным органом, иной организацией в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.