Гендерные различия в развитии детей
Девочки
Специализация полушарий мозга выражена слабо, ориентация в пространстве затруднена, деятельность легко ограничивается «пятачком»: могут долго сидеть за партой.
На 20% больше межполушарных связей, легко происходит обмен информацией между полушариями – легко обучаемы.
Развита мелкая моторика. Нужно требовать, чтобы писала красиво.
Стремятся к социально желаемому поведению.
Предпочитают продвигаться по «шажочку», предпочитают иметь четкую «инструкцию» к выполнению. Нужно: дать инструкцию.
Обижаются или страдают, если проиграли соревнование, ревнуют лидеров к учителю, соревнование может их перессорить. Нужно: исключить соревновательные моменты, не сравнивать с другими.
Легко и быстро входят в работу. Любят типовые задания. Спокойный темп, закрепление пройденного материала.
Панически боятся ошибиться, если не знают ответа, честно в этом признаются или молчат, «зажимаются». Нужно: развивать умение искать, «придумывать» ответ, озвучивать любые версии, вне зависимости от их «правильности».
Легко выражают мысли. Нужно: давать возможность рассуждать.
Все отражается на лице.
Легко перенимают стиль общения, мимику, речь взрослых – как зеркало. Нужно: принять во внимание, как обратную связь.
Любят организованность, соблюдение правил. Плохо переносят шум, громкие голоса, чувствуют себя ужасно, когда взрослый кричит или просто говорит пронзительным голосом. Нужно: договариваться спокойно, тихим голосом. Перед работой озвучить правила.
Охотно описывают и приукрашивают свои чувства. Любят обниматься со взрослыми. Давать тактильный контакт.
Склонны к созерцанию, принятию, рефлексии. Готовы изменить себя.
Нужно: не требовать решительных действий здесь и сейчас.
Мальчики
Выше функциональная специализация полушарий мозга: лучше ориентация в пространстве, надо много пространства. Неусидчивы, нужно: чаще вызывать к доске, давать задания, требующие перемещения по классу, использование различных предметов.
Обмен информацией между полушариями затруднен – трудности в обучении.
Развита крупная моторика. Нельзя требовать, чтобы писал красиво.
Необходима постоянная смена учебных заданий, высокий темп. Любят задания на сообразительность.
Важно достичь собственную цель, а не ту, которую предлагает учитель. Стремятся понять главный принцип, смысл, хотят сами его обнаружить. Нужно побудить к постановке цели, натолкнуть на поиск смысла задания.
Любят соревноваться, не завидуют, не обижаются, гордятся лидерами. Нужно: вносить соревновательный момент.
Трудно и долго входят в работу. Нужно: сразу дать задание на сообразительность, на соревнование.
Опираются на догадку, готовы ответить на любой вопрос, неважно – правильно или нет.
Необходимо поддерживать желание думать и искать, не ругать и не высмеивать за ошибки, одобрять поиск, даже если он ошибочен.
Сложно выразить мысль словами, помогают жестами. Нужно: помочь в подборе слов.
По лицу не видна работа мысли: кажется, что не поняли, были невнимательны. Нужно: иметь это в виду и не дергать, говоря: «не отвлекайся», «ты меня не слушаешь».
Чутки к состоянию взрослых, реагируют мгновенно: становятся раздраженными, возбужденными, ведут себя не адекватно. Нужно: принять во внимание, попытаться найти причину – в себе или семье.
Кажутся неорганизованными, попирают правила. Любят шуметь, лучше слышат того, кто говорит громко. Нужно: уважать их мир. Сердиться бессмысленно – слуховой аппарат полностью блокирует информацию, выраженную сердитым тоном.
Чутки к ласке, отзывчивы на объятья, но сами редко проявляют словами эмоции, первыми к взрослому не прикасаются. Потребность в телесном контакте реализовывают в мальчишеской «возне». Нужно: прикасаться, удовлетворяя их потребность – в зависимости от возраста: гладить по голове или дотрагиваться до предплечья, спины.
Склонны к действию, изменению, завоеванию. Готовы изменить мир. Нужно: давать задания на преобразования. Нельзя требовать, чтобы они изменились.
Чтобы нормально развиваться, нужно дать возможность обняться за день не менее 12 раз – и для мальчиков, и для девочек.