Рекомендации «Как сдать экзамены»
Подготовка к экзаменам продолжается в течение всего учебного года. Экзамены – это возможность показать, на что ты способен. Конечно, если вы совсем ничего не знаете, то эти советы вам не помогут. Тем же, кто имеет какие-то знания, кто в течение учебного года хоть что-то учил, эти маленькие хитрости помогут справиться с волнением на экзамене и произвести благоприятное впечатление на экзаменаторов.
Имейте в виду:
- К концу дня экзаменаторы, как правило, менее придирчивы. Они чаще останавливают, задают меньше дополнительных вопросов. Те, кто не уверен в своих знаниях, лучше идти позже. Но к концу экзамена, как правило, «кончаются» хорошие оценки. Срабатывает стереотип «лучшие идут первыми».
- Последними идут те, кто больше, чем на тройку, не рассчитывают. Отвечать в последней группе могут позволить себе те, у кого крепкие нервы. Лучше всего идти четвертым-пятым в первой пятерке: будет достаточно времени на подготовку, пока будут отвечать первые. Это известно многим. Поэтому лучше приходить сдавать экзамен пораньше.
- Если у вас хорошая зрительная память, то страница учебника или конспекта сама всплывет перед глазами. Поэтому важно сосредоточиться и успокоиться. Для этого можно закрыть глаза, расслабиться, вспомнить что-нибудь приятное. Когда придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Начинать лучше с того вопроса, который хорошо знаете. Не паникуйте, если в первую минуту покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Если что-то знаете, то в памяти обязательно всплывет нужная информация.
- Если никак не удается вспомнить какое-то определение, формулу, - лучше оставьте на листочке свободное место и вернитесь к этому позднее. Если время на исходе, составьте хотя бы краткий план ответа. Никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если на 100% уверены в успехе. Этим вы проявите пренебрежение к экзамену. Как известно, несколько конкретных цифр и фактов производят большее впечатление, чем абстрактные рассуждение по теме.
- Прежде чем идти отвечать, понаблюдайте за поведением экзаменатора: как он слушает, какие вопросы задает, что ему нравится, а что – нет.
- Отдельно о шпаргалках. Человек, пользующийся шпаргалками, находится в состоянии стресса. При этом резко уменьшается объем оперативной памяти, поэтому приходится переписывать чуть ли не каждое слово. Да еще руки трясутся. Редкий преподаватель не обратит на такого человека внимание.
- Несмотря на то, что вы знаете ответы на вопросы билета, запишите несколько первых фраз. Если вы уже готовы, отдохните. Понаблюдайте, как отвечают другие – это может пригодиться.
- Психологи советуют говорить в 3-4 раза больше, чем экзаменатор.
- Если говорите только вы, трудно поддержать обратную связь с экзаменатором. Если экзаменатор говорит больше, создается впечатление, что отвечает он. И то, и другое нежелательно. Если нет обратной связи от экзаменатора, то трудно понять, какое впечатление вы производите. Поэтому берите инициативу в свои руки. Провоцируйте высказывания, выдерживая паузы и задавая риторические вопросы. Терпеливо слушайте.
- Если экзаменатор неоправданно перебивает вас, максимально сократите паузы. При этом следует говорить быстро, уверенно и достаточно громко. Обидно бывает, когда преподаватель объясняет то, что вы сами прекрасно знаете. В этом случае необходимо перехватить инициативу.
- Успешность ваших ответов во многом определяется четкостью речи. Проглатывание окончаний, нечеткая дикция, торопливая речь могут произвести плохое впечатление на экзаменатора.
- Если при подготовке к ответу есть возможность нарисовать график или схему – не упускайте ее. Особенно эффективно выглядит рисование по ходу ответа: этим вы демонстрируете свободное владение темой. График – «вещественное доказательство» ваших знаний.
- Не теряйте нить ответа, чтобы не испортить общее впечатление. Поддерживайте темп ответа, интонационно выделяйте особо важные определения, не стесняясь их повторять. Если уже нечего сказать, а экзаменатор ждет продолжения ответа, перефразируйте уже высказанные мысли. Когда вы излагаете хорошо усвоенный материал, акцентируйте внимание на ответе интонацией и ритмом.
- Среди факторов, влияющих на оценку экзаменатором ваших ответов, определенное место занимает уровень знаний предыдущего отвечающего. На фоне посредственных ответов вы будете смотреться лучше. Значит, если предыдущий человек отвечал плохо, то вы должны продемонстрировать совершенно иной стиль ответа. Например, если он мучительно долго подбирал слова, - говорите в быстром темпе. Если же предшественник утомил преподавателя своей болтовней, - отвечайте спокойно, взвешивая каждое слово. После неудачника отвечать, как правило, легче.
- Самые дальновидные стараются не пропускать консультации. Уровень вопросов к преподавателю говорит об уровне их подготовки к экзаменам. Вы должны внимательно следить, как преподаватель отвечает на них. Это даст вам представление о требуемом уровне знаний, о характере преподавателя.