Дополнительно
Закрыть
-->

Разделы сайта

Главная

О классном руководителе как ключевой фигуре  

                    воспитательного процесса

 Притча :  Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как они.

 В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.

 «Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, — объяснил хозяин. — Он перестал быть орлом и ведет себя, как настоящий цыпленок».

 «Тем не менее, — настаивал натуралист, — у него сердце орла, и он может научиться летать».

 Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: «Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети».

 Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.

 На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. «Ты орел, — снова убеждал он его. — Расправь крылья и лети». Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.

 На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: «Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети».

 Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он наконец воспарил под облака и улетел.

     Для человека всегда были  важны вопросы его предназначения, его места в жизни, в природе, в мире. Каждому нужно пройти свой путь самоопределения,  самореализации,  путь поиска и отыскания смысла жизни.

        Ещё классик советской педагогической науки В.А. Сухомлинский заметил, «в наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда… Эти таланты раскроются лишь тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают… »

         И действительно, только искренняя заинтересованность проблемами детей, способность понять и увлечь за собой, а значит обучать, развивать и воспитывать – ключ к росту учащихся.  Помочь ребёнку обрести свое лицо, сделать так, чтобы он ощутил свою уникальность, осознал свои возможности, сформировать веру в успех и как следствие, мотивацию на саморазвитие – вот основные задачи для классных руководителей.

          Классный руководитель – центральная фигура воспитательного процесса. Нет работы более сложной и трудной.  Его деятельность многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк, бывают не только радости и победы, но огорчения и неудачи. И вместе с тем нет работы в школе более интересной, дающей большую отдачу. Управление воспитанием классного коллектива – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества. Руководство воспитательным процессом – это стремление быть нужным каждому и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

       У  всех классных руководителей нашей школы накоплен целый комплекс своих подходов, с помощью которых они помогают учащимся утвердиться в коллективе, поверить в себя, избежать конфликтов в семье и школе. Работа эта необъятная, а вопросы, которые ставит жизнь, бывают и простые, и сложные, а порой и тупиковые, на которые нельзя ответить однозначно.

         Классный руководитель  по сравнению с  другими учителями чаще и больше общается с учащимися.  Его общение с ними не обрывается после звонка.  Он и после уроков выступает в роли воспитателя.  Воспитательная работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьёй. Он информирует родителей об учебной работе и поведении учащихся,  намечает вместе с ними пути совместной работы по их воспитанию.

        Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

     В процессе своей деятельности классный руководитель, в первую очередь, взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к учащимся в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

       Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность учащихся. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других  участников воспитательного процесса.

     Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения.  Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

      В организации внеурочной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. Согласуя совместную деятельность, по проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.

     Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом,  призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

     Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения, их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности.

       Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что классный руководитель является ключевой фигурой воспитательного процесса.

 И для того, что бы воспитательный процесс протекал как можно более плодотворно, классный руководитель должен не забывать:

  • входить в класс с улыбкой;
  • быть всегда выдержанным,  терпеливым , уравновешенным, внимательным;
  • не должен искать лёгких путей;
  • вовремя одобрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации;
  • постараться вселять в ребёнка веру в себя;
  • радоваться маленьким успехам своих учащихся, сопереживать их неудачам;
  • не бояться признаться в незнании какого-нибудь вопроса, быть вместе с ними в поиске;
  • не бояться извиниться, если не прав;
  • быть терпеливым к ошибкам ребят;
  • среди учащихся не должно быть любимчиков;
  • не воспитывать самонадеянных, их будут избегать; слишком скромных, их не будут уважать; слишком болтливых, на них не будут обращать внимание;  слишком молчаливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от  них трудно отмахнуться; слишком добрых, их растопчут;
  • нужно жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, быть справедливыми, упорными , правдивыми.
  • нести детям добрую энергию, научить и х летать.

                                                      

                                                    Классный руководитель Ярохович С.Н.