Правила безопасного поведения
для учащихся в кабинете биологии
Глава 1
Общие правила безопасного поведения.
1. К работе в кабинете биологии допускаются учащиеся, которые получили инструктаж преподавателя. При использовании газовых горелок инструктаж необходимо сопровождать показом.
2. В кабинете биологии проявляйте осторожность, соблюдайте порядок и чистоту на рабочем месте, выполняйте требования инструкции по охране труда для данного опыта.
3. На учащихся в кабинете биологии могут воздействовать следующие опасные и вредные факторы: растворы кислот, щелочей и другие химические вещества; огнеопасные вещества; стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты; электрооборудование и газовая сеть (в случае неисправности); высокая температура жидкости; электрический ток.
4. Соблюдайте пожарную безопасность в кабинете биологии.
5. Для оказания первой медицинской помощи при травмах в кабинете биологии имеется аптечка, которая хранится в специальном шкафчике с красным крестом на дверце.
6. Соблюдайте правила личной гигиены, содержите руки в чистоте. При работе в кабинете не пейте воду и не принимайте пищу.
7. Пребывание учащихся в кабинете биологии допускается только в присутствии преподавателя биологии.
Глава 2
Правила безопасного поведения перед началом работы.
8. Уясните последовательность и правила безопасного проведения опыта, лабораторной работы.
9. Проверьте состояние рабочего места, наличие необходимых инструментов, приборов, учебных пособий для данной работы.
10. Не загромождайте рабочее место, освободите его от ненужных для работы предметов и материалов.
11. Проверьте, закрыты ли газовые краны на лабораторных столах перед включением общей и газовой сети.
12. При использовании в лабораторной работе фиксированного в формалине материала накануне занятия необходимо извлечь его из раствора и тщательно промыть под сильной струей воды.
Глава 3
Правила безопасного поведения при выполнении работы.
13. Приступайте к выполнению задания только после разрешения преподавателя.
14. Выполняйте только ту работу, которая предусмотрена заданием или поручена преподавателем.
15. При пользовании спиртовкой не задувайте пламя, а гасите его, покрывая специальным колпачком; никогда не извлекайте из спиртовки после ее зажигания горелку с фитилем; не зажигайте одну спиртовку от другой. При работе со спиртовкой берегите одежду и волосы от воспламенения.
16. Когда пользуетесь скальпелем, лезвием для безопасной бритвы, препаровальной иглой, никогда не направляйте режущие или колющие части этих инструментов на себя и своих соседей.
17. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйтесь только специальным держателем для нее, а не бумажной полоской, не направляйте отверстие пробирки на себя и своих товарищей.
18. Пользуясь кислотами, не приливайте воду к кислоте, надо приливать кислоту в воду.
19. Не берите химические вещества голыми руками, используйте для этой цели фарфоровые ложечки, совочки или шпатели.
20. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно берите покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположите его параллельно предметному стеклу, которое вы держите в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпустите стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.
21. Не мойте стеклянную посуду мылом: она становится скользкой и ее легко уронить и расколоть.
22. При обнаружении каких-либо неисправностей в используемых вами приборах, установка, а также недоброкачественности посуды прекратите работу и поставьте в известность преподавателя.
Глава 4
Правила безопасного поведения по окончании работы.
23. Проверьте, погашены ли спиртовки и газовые горелки.
24. Все жидкости, оставшиеся после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливайте не в водопроводную, а в стеклянную посуду, специально выставленную для этих целей.
25. При обнаружении разбитой посуды, разлитых химических реактивов, не отключенных газовых горелок или спиртовок на рабочем месте немедленно сообщайте преподавателю.
26. Приведите рабочее место в порядок. Тщательно вымойте руки с мылом.
Глава 5
Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях.
27. При возникновении аварийной ситуации необходимо четко выполнять указания преподавателя и при необходимости эвакуироваться из помещения.
28. При обнаружении неисправностей в электрических установках, находящихся под напряжением, надо немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом преподавателю.
29. Запрещается в случае разрыва стеклянных сосудов осколки стекла убирать голыми руками. Используйте щетку и совок.
30. При получении травмы, отравлении или внезапном заболевании учащиеся немедленно обращаются к преподавателю. Первую медицинскую помощь оказывают на месте. При необходимости вызвать врача.