Дополнительно
Закрыть
-->

Разделы сайта

Главная

Консультация

«Использование в нерегламентированной деятельности с дошкольниками пословиц,

поговорок, сказок экономического содержания».

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований и в дошкольной педагогике.

Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего края, ребята осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации, в том числе и в нерегламентированной деятельности с дошкольниками. Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы, народного фольклора: пословиц, поговорок, сказок.

Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями, они воспитывают бережливость, трудолюбие, практичность и многие другие полезные качества.

Так, например, в работе с текстом сказки С. Маршака «Кошкин дом», дети отвечают на вопросы:

- Какую нужду испытывали котята?

- Какие возможности были у тети Кошки?

- Какие «золотые правила» она нарушила, когда отказала ребятам в приюте?

Отвечая, дети выражали положительное отношение к доброте, щедрости и осуждали черствость, гордыню, злость.

После прочтения сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», дошкольникам задают вопросы:

- Почему старик по первой просьбе отпускает рыбку?

- Старуха добрая или злая? А может еще какая?

- Какой стала старуха после последней встречи старика и рыбки?

- Как повела себя старуха с простыми людьми, когда стала барыней?

- Почему золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи?

Отвечая на данные вопросы дети рассуждают о таких качествах героев, как расчётливость, жадность, злость, выражают положительное отношение к таким общечеловеческим ценностям, как доброта, бескорыстие, скромность.

В работе с текстом русской народной сказки «Морозко», ребятам можно задать вопросы:

- Как жилось падчерице в доме отца?

- Почему мачеха издевалась над ней?

- Как ленивица относилась к работе?

- Какую награду за свой труд получила девица от Морозко?

- Как разбогатела падчерица?

Ответы детей на вопросы заставляют задуматься над таким свойством, как трудолюбие, без развития которого ни одна человеческая жизнь не может быть полноценной; высказывать осуждение трудовой нерадивости Ленивицы; поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

При чтении худ. литературы очень важно обращать внимание детей на такие качества героев, как смекалка, верность данному слову, способность вести переговоры, настойчивость в достижении цели, трудолюбие, способность сочувствовать, и как эти качества могут помочь в жизни. Необходимо также заострять внимание детей на том, какие качества люди всегда осуждали: жадность, расточительство, ложь, неряшливость, лень, черствость.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует и народный фольклор: пословицы, поговорки, загадки. Многие из них в обобщённой форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду:

Каков работник, такова ему и плата.

Хорошее дешево не бывает.

Не в деньгах счастье.

Не с богатством жить, а с человеком.

Скупой платит дважды.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Без работы день годом станет.

Обманом барыша не наторгуешь.

Время – деньги.

Деньги любят счет.

Не в деньгах счастье.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Уговор дороже денег.

Загадки, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Разгадывание загадок, решение задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, помогает закрепить основные экономические термины.

Угадай, как оно зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

Называется… (товар)

***

Первый Назар шел на базар,

Второй Назар с базара.

Какой Назар нес товар,

А какой шел без товара?

***

Купил на копейку, заплатил две копейки.

Сколько дадут сдачи?

***

В селе Простоквашино любят мороженное. Как вы думаете, когда на него спрос будет больше: летом          или зимой?

Многообразие форм работы с текстами сказок, пословицами, поговорками, загадками, задачами можно эффективно использовать в обучении детей тому, как жить вместе, как относится к другим, понимать, проявлять взаимное уважение, отзывчивость, взаимопомощь, сотрудничество, умение договориться.

С моей точки зрения, после знакомства с экономикой посредством чтения сказок, заучивания пословиц и поговорок, разгадывания загадок, решения задач, дошкольники становятся более зрелыми, у них появляется способность к осознанному принятию решений, логическому мышлению и простейшему анализу социальных и экономических ситуаций, что позволит им лучше адаптироваться в социальной среде в новых экономических условиях.

 

Литература:

  1. Прокофьева, О.И. Мы и экономика. Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста /О.И.Прокофьева// Пралеска – 2006. - № 7. – С.33 – 39.
  2. Табих, Е.Н. дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Е.Н.Табих. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 47 с.