Консультация
«Использование в нерегламентированной деятельности с дошкольниками пословиц,
поговорок, сказок экономического содержания».
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований и в дошкольной педагогике.
Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего края, ребята осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации, в том числе и в нерегламентированной деятельности с дошкольниками. Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы, народного фольклора: пословиц, поговорок, сказок.
Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями, они воспитывают бережливость, трудолюбие, практичность и многие другие полезные качества.
Так, например, в работе с текстом сказки С. Маршака «Кошкин дом», дети отвечают на вопросы:
- Какую нужду испытывали котята?
- Какие возможности были у тети Кошки?
- Какие «золотые правила» она нарушила, когда отказала ребятам в приюте?
Отвечая, дети выражали положительное отношение к доброте, щедрости и осуждали черствость, гордыню, злость.
После прочтения сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», дошкольникам задают вопросы:
- Почему старик по первой просьбе отпускает рыбку?
- Старуха добрая или злая? А может еще какая?
- Какой стала старуха после последней встречи старика и рыбки?
- Как повела себя старуха с простыми людьми, когда стала барыней?
- Почему золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи?
Отвечая на данные вопросы дети рассуждают о таких качествах героев, как расчётливость, жадность, злость, выражают положительное отношение к таким общечеловеческим ценностям, как доброта, бескорыстие, скромность.
В работе с текстом русской народной сказки «Морозко», ребятам можно задать вопросы:
- Как жилось падчерице в доме отца?
- Почему мачеха издевалась над ней?
- Как ленивица относилась к работе?
- Какую награду за свой труд получила девица от Морозко?
- Как разбогатела падчерица?
Ответы детей на вопросы заставляют задуматься над таким свойством, как трудолюбие, без развития которого ни одна человеческая жизнь не может быть полноценной; высказывать осуждение трудовой нерадивости Ленивицы; поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.
При чтении худ. литературы очень важно обращать внимание детей на такие качества героев, как смекалка, верность данному слову, способность вести переговоры, настойчивость в достижении цели, трудолюбие, способность сочувствовать, и как эти качества могут помочь в жизни. Необходимо также заострять внимание детей на том, какие качества люди всегда осуждали: жадность, расточительство, ложь, неряшливость, лень, черствость.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует и народный фольклор: пословицы, поговорки, загадки. Многие из них в обобщённой форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду:
Каков работник, такова ему и плата.
Хорошее дешево не бывает.
Не в деньгах счастье.
Не с богатством жить, а с человеком.
Скупой платит дважды.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Без работы день годом станет.
Обманом барыша не наторгуешь.
Время – деньги.
Деньги любят счет.
Не в деньгах счастье.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Уговор дороже денег.
Загадки, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Разгадывание загадок, решение задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, помогает закрепить основные экономические термины.
Угадай, как оно зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
Называется… (товар)
***
Первый Назар шел на базар,
Второй Назар с базара.
Какой Назар нес товар,
А какой шел без товара?
***
Купил на копейку, заплатил две копейки.
Сколько дадут сдачи?
***
В селе Простоквашино любят мороженное. Как вы думаете, когда на него спрос будет больше: летом или зимой?
Многообразие форм работы с текстами сказок, пословицами, поговорками, загадками, задачами можно эффективно использовать в обучении детей тому, как жить вместе, как относится к другим, понимать, проявлять взаимное уважение, отзывчивость, взаимопомощь, сотрудничество, умение договориться.
С моей точки зрения, после знакомства с экономикой посредством чтения сказок, заучивания пословиц и поговорок, разгадывания загадок, решения задач, дошкольники становятся более зрелыми, у них появляется способность к осознанному принятию решений, логическому мышлению и простейшему анализу социальных и экономических ситуаций, что позволит им лучше адаптироваться в социальной среде в новых экономических условиях.
Литература:
- Прокофьева, О.И. Мы и экономика. Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста /О.И.Прокофьева// Пралеска – 2006. - № 7. – С.33 – 39.
- Табих, Е.Н. дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Е.Н.Табих. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 47 с.